Когда вы слышите
«генерация идей», первое, что вам скорее всего приходит на ум - мозговой штурм.
Конечно, этот старый-добрый метод отлично подходит для того, чтобы придумать что-то новое, расширить рамки того, что может прийти в голову.
Хочу познакомить вас еще с несколькими простыми инструментами, которые помогут генерировать идеи. Их можно использовать как в бизнесе, рабочих процессах, так и в личных задачах.
Инструмент 1.Техника «свертывание» из ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).Метод помогает находить скрытые противоречия в продуктах или системах, которые мешают их развитию, а также «подкидывает» новые идеи для развития.
Четко сформулируйте:- Что мы упрощаем? (например, работа кофемолки, услуга доставки, процесс согласования документа).
- Главную Полезную Функцию (ГПФ): Какую главную пользу она приносит? (например, измельчать зерна кофе, доставлять товар из точки А в точку Б, согласовывать версию документа).
Представьте, а что будет, если:- отменить объект или действие в системе(свертывание А)
- если объект сделаем все сам (свертывание Б)
- если другая система выполнит эту функцию (свертывание В)
Давайте на примере.
1. Свертывание А:Какой элемент системы можно удалить, не теряя качество/главную полезную функцию? Можно ли сделать его меньше, легче, дешевле?
Пример (кофемолка): Удалить кнопку, сделать запуск от датчика веса. Удалить отдельный контейнер для молотого кофе, молоть прямо в рожок эспрессо-машины.
2. Свертывание Б:Какой элемент системы может выполнять дополнительную функцию, позволив удалить другой элемент?
Крышка может быть и мерным стаканчиком. Моторный блок может быть и держателем для чашек.
3. Свертывание ВКакой функцию системы может выполнить внешний объект (другая система, пользователь, среда)?
Можно продавать кофе уже молотым (функцию выполняет производитель) или использовать готовые кофейные капсулы.
В чем плюсы такого инструмента генерации идей?Универсальность: Применим к любым системам: техническим, организационным, бизнес-процессам, сервисам.
Как применять? Идите по этому списку и задавайте к своей системе соответствующие вопросы. Ответы на них и будут вашими новыми идеями.
Вывод: Не спрашивайте "Какую еще функцию добавить?". Спрашивайте: "Какую функцию можно убрать, передать или выполнить по-другому, чтобы система стала проще, но работала лучше?" Это и есть механика свертывания в действии.
Инструмент 2. Принцип успехаЗапишите вашу идею + барьер
- Удачный кейс из любой сферы (реклама известного бренда, реально работающая механика вовлечения аудитории, запоминающийся слоган и т.п.)
- За счёт чего это сработало? Можно расписать как «Принцип успеха 1, 2…»
- Переносим механику на нашу идею: придумайте различные идеи, как можно реализовать это на вашем материале, в вашем контексте.
Кейсы из разных сфер, которые удалось вспомнить:
- банк дарит определенную сумму за приглашение друга
- компании размещают QR-код или заманчивую (завуалированную) фразу о продукте/услуге на мерче или продукции компании, которая интересна целевой аудитории
- за появление в приложении каждый день пользователи получают бонусы/баллы, которые могут конвертировать в скидку на товар/услугу.
В чем принцип успеха такого инструмента?
Как можно перенести этот механизм в ваш контекст?
Тренируйте насмотренность, анализируйте примеры из разных сфер, которые попадаются вам ежедневно. Тогда вы точно заметите, как развивается креативность, и новые идеи появляются быстрее.
Инструмент 3. Метод случайных стимуловВыберите случайный объект и примените к своей задаче.
1. Можете сгенерировать случайный объект методом ассоциаций:
выписать 10 слов, затем каждые 2 объединить скобкой и написать слово-ассоциацию к этой паре.
Например:
скорость + дом – дом на колесах
система + свет – умный помощник
тепло + вертолет – датчик
2. Далее объединяем получившиеся слова-ассоциации и повторяем то же самое.
В конце у вас должны остаться 1-3 слова (в зависимости от того, сколько слов было изначально).
3. После того, как случайные стимулы найдены, подумайте, как их объединить:
- может быть, вы сможете перенести функции этого предмета в этот продукт/услугу?
- этот предмет или объект подарит образ который вы сможете использовать?
- у вашего продукта и этого предмета есть общие черты, которые вы сможете усилить?
Список вопросов можно продолжать, главное – не останавливайте творческий процесс. В Корпоративном университете мы часто используем эти методики, чтобы придумать интересное название для тренинга или необычное решение для обучения.
Мой совет: выходите за рамки изведанного и обычного! Порой самые простые техники по-настоящему раздвигают границы разума и подкидывают мозгу что-то интересное. Желаю удачи и вдохновения в этом творческом процессе!